ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Письмо МНС РФ от 18.02.2003 N ШС-6-14/205. О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02 (вместе с Постановлениями Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 N 11351/01, от 17.09.2002 N 1791/02, от 17.09.2002 N 5375/02, от 08.10.2002 N 11695/01, от 15.10.2002 N 4795/02, от 22.10.2002 N 7358/02, от 10.12.2002 N 5378/02, от 17.12.2002 N 11259/02))В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (пункт 1 "а" статьи 5 и пункт 3 статьи 7) и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (пункт 22) общество имеет право на льготу по налогу на добавленную стоимость, связанную с экспортом товаров. Между тем возмещение налога, уплаченного поставщику станков, налоговой инспекцией по заявлению ООО "Мэритон" не произведено.
Налоговый орган по результатам проведенной проверки пришел к выводу об отсутствии у истца права на налоговую льготу по данной операции, поскольку не доказан фактический вывоз товара за пределы стран СНГ; представленные истцом документы (поручение на погрузку судна от 21.10.99 N 02-30/2315, коносамент от 21.10.99 N КМ.94) содержат противоречащие друг другу сведения о вывозе товара с территории Украины; не доказано также получение выручки за экспортируемые товары от иностранного покупателя. Платежи по платежным поручениям от 17.09.99 - 30.09.99, по которым якобы инофирмой перечислены денежные средства, на самом деле на расчетный счет истца не поступили в связи с проведением ООО "МКЦ "Согласие", АО "Банк "Паритате", ООО "Мэритон", ООО "КБ "Ллот" и ООО "ВЭБ конверс", открывшими счета в одном банке - ООО "КБ "Российский промышленный банк", операций по перечислению денежных средств в одни и те же дни. Эти расчетные операции свидетельствуют о создании схемы движения денежных средств с целью получения денежных средств из бюджета.
Суды, признавая за истцом право на возмещение из бюджета суммы уплаченного налога на добавленную стоимость, исходили из документального подтверждения факта уплаты поставщику суммы указанного налога и наличия в деле доказательств реального экспорта товаров и перечисления валютной выручки на расчетный счет истца.
Отклоняя доводы налогового органа, апелляционная инстанция сослалась также на преюдициальное значение для настоящего дела судебных актов, принятых по другому делу (N А40-25361/01-33-267), а кассационная инстанция - на информационное письмо Юго-Западного таможенного управления Государственной таможенной службы Украины от 14.11.2001 N 0278.
Однако судами трех инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (действовал в период возникновения спорных правоотношений) в случае превышения суммы налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов. Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога в соответствии с пунктом 1 "а" статьи 5 упомянутого Закона.
Согласно пункту 22 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) для обоснования льгот по налогообложению товаров, экспортируемых за пределы государств - участников СНГ, в налоговые органы представляются контракт с иностранным покупателем; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; в случае вывоза товара судами через морские порты представляются копии поручения на отгрузку с отметкой "Погрузка разрешена" и коносамента на перевозку экспортного груза с указанием порта разгрузки за пределами территорий государств - участников СНГ.
Таким образом, право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты суммы указанного налога поставщику и реально произведенного экспорта именно тех товаров (работ, услуг), которые были приобретены у этого поставщика. При этом представленные документы должны содержать достоверную информацию.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку одним из условий возмещения из бюджета суммы налога на добавленную стоимость является подтверждение экспортной операции, истец, претендующий на такое возмещение, обязан доказать обстоятельства, связанные с экспортом, в том числе факт оплаты иностранным покупателем экспортного товара.
Как усматривается из материалов дела, поручение на погрузку груза на теплоход "Тарас Шевченко" от 21.10.99 N 02-30/2315 и коносамент от 21.10.99 N КМ.94 содержат противоречивые сведения о порте загрузки судна: в поручении на погрузку указан Херсонский морской порт, в коносаменте порт погрузки - Ильичевск. На поручении на погрузку отсутствует отметка "Погрузка разрешена".
Страницы: 3 из 9 <-- предыдущая cодержание следующая -->