Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 февраля 2007 г. Дело N А26-269/2007
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Мещерякова К.И., при ведении протокола помощником судьи Моисеенко А.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственность "Жилфонд-Служба"
к Территориальному отделу Государственного пожарного надзора г. Петрозаводска Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Карелия
об оспаривании постановления N 357/1 от 28.12.2007 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
при участии в судебном заседании 05.02.2007 г.: от заявителя - заместителя директора по правовым вопросам Базышен Е.В. по доверенности N 94 от 25.01.2006 г. и юриста Балдиной О.С. по доверенности от 27.03.2006 г., от ответчика - начальника отделения Михайленко В.В. по доверенности от 18.10.2006 г. и инспектора госпожнадзора Березина А.А. по доверенности от 18.10.2006 г.
Резолютивная часть решения принята в судебном заседании 08.02.2007 г.
заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Жилфонд-Служба" (далее ООО "Жилфонд-Служба", общество), обратился с заявлением к Территориальному отделу Госпожнадзора г. Петрозаводска Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Карелия (далее Территориальный отдел Госпожнадзора в г. Петрозаводске, ответчик) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности N 357/1 от 28.12.2006 г. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представители заявителя доводы заявления поддержали, пояснили, что постановление N 357/1 от 28.12.2006 г. о привлечении общества к административной ответственности Территориальным отделом Госпожнадзора в г. Петрозаводске вынесено незаконно и с нарушением процессуальных норм административного кодекса. В отношении общества 29.11.2006 г. была проведена внеплановая проверка, которая, как полагает общество, может проводиться только при наличии определенных обстоятельств. Обществу не сообщалось об основаниях принятия распоряжения от 22.11.2006 г. по проведению внеплановой проверки, с распоряжением о проверке не был ознакомлен законный представитель общества, проверка жилых домов N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской в г. Петрозаводске была проведена 29.11.2006 г., а в основу административного дела положен акт проверки от 09.11.2006 г., с актом не был ознакомлен представитель общества, участвующий в проверке, в акте отсутствуют сведения о разъяснении представителю общества прав и обязанностей, в том числе о возможности предоставить свои объяснения по установленным нарушениям. Определениями от 30.11.2006 г. о возбуждении административного дела и об истребовании сведений Госпожнадзором обществу также не предлагалось представить свои возражения по выявленным нарушениям. В соответствии с заключенным между обществом и Администрацией г. Петрозаводска договором на управление жилыми зданиями от 28.02.2005 г. и дополнительным соглашением к договору от 25.04.2005 г. общество осуществляет управление многоквартирными домами N N 9а, 9б, 13а и 13б в г. Петрозаводске от имени и за счет потребителей, источником финансирования работ по договору являются платежи потребителей за содержание и ремонт общего имущества жилых зданий (пункт 1.1). При этом общество полагает, что не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку собственники данных многоквартирных домов не уполномочили ООО "Жилфонд-Служба" владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом многоквартирных домов, и поэтому общество не относится к категории лиц, на которых согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации возложена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Общество просит признать незаконным и отменить полностью постановление о привлечении к административной ответственности N 357/1 от 28.12.2006 г.
Ответчик, Территориальный отдел Госпожнадзора в г. Петрозаводске, в отзыве доводы общества считает необоснованными. Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что внеплановая проверка общества проводилась по распоряжению от 22.11.2006 г. на основании поступившего заявления от жильцов д. N 9а по ул. Лососинской, распоряжение с назначенной датой проведения проверки 29.11.2006 г. было вручено обществу 24.11.2006 г. При проведении проверки жилых домов N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской в г. Петрозаводске присутствовала представитель общества Якушкина О.Л., которая была ознакомлена с распоряжением о проверке дополнительно. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности подтверждаются фототаблицей. Отдел полагает, что составление акта возможно после проведения самой проверки. Определение о возбуждении административного дела и об истребовании доказательств от 30.11.2006 г. были направлены обществу и им получены 05.12.2006 г., возражений по выявленным нарушениям общество не представило, на составление протокола от 25.12.2006 г. и вынесение постановления от 28.12.2006 г. законный представитель общества не явился. Территориальный отдел Госпожнадзора просит учесть, что по заключенному договору на управление жилыми зданиями от 28.02.2005 г. между обществом и Администрацией г. Петрозаводска, а также в соответствии с пунктом 1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г., управляющая организация обязана выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования при осуществлении управления переданными ей многоквартирными домами и содержании общего имущества многоквартирных домов. Общество является субъектом правонарушения, правомерно привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности и постановление N 357/1 от 28.12.2006 г. вынесено законно и обосновано.
05.02.2007 г. в 11 часов 40 минут судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 14 часов 15 минут 08.02.2007 г. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, административный материал по проверке ООО "Жилфонд-Служба", суд находит установленными следующие обстоятельства.
На основании заявления жильцов д. N 9а по ул. Лососинской в г. Петрозаводске Территориальным отделом госпожнадзора в г. Петрозаводске было принято распоряжение N 414/1 от 22.11.2006 г. о проведении внеплановой проверки по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности ООО "Жилфонд-Служба". Должностным лицом отдела Госпожнадзора 29.11.2006 г. была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности ООО "Жилфонд-Служба" в жилых домах в домах N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской. г. Петрозаводске, в ходе которой выявлены нарушения требований "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 г. По результатам проверки составлены акт N 361/1 и предписание об устранении выявленных нарушений N 338/1 от 08.12.2006 г., которые направлены обществу почтовой корреспонденцией и получены им 18.12.2006 г.
По факту выявленных нарушений государственным инспектором г. Петрозаводска по пожарному надзору Березиным А.А. вынесено определение от 30.11.2006 г. о возбуждении отношении ООО "Жилфонд-Служба" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
25.12.2006 г. государственным инспектором г. Петрозаводска по пожарному надзору в отношении ООО "Жилфонд-Служба" составлен протокол N 357/1 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В протоколе указано о нарушении обществом пунктов 3, 40, 44, 57 и 67 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03, приложение к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 3) (далее Правила пожарной безопасности).
Постановлением главного государственного инспектора г. Петрозаводска по пожарному надзору N 357/1 от 28.12.2006 г. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ООО "Жилфонд-Служба" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20.000 рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления.
На основании ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств совершенного правонарушения возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа на принятие решения, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности для привлечения к ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. (далее Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 9 и 10 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 820 от 21.12.2004 г., государственные инспекторы и главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации наказания за нарушения требований пожарной безопасности.
На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В силу ст. 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного суд находит, что оспариваемое постановление N 357/1 от 28.12.2006 г. принято главным государственным инспектором госпожнадзора по г. Петрозаводска в пределах полномочий, предоставленных данному лицу административным законодательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Материалами подтверждено, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принято должностным лицом Госпожнадзора, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения от 30.11.2006 г. после выявления 29.11.2006 г. факта совершения административного правонарушения.
Суд полагает, что решение административного органа о проведении административного расследования принято обоснованно, поскольку в судебном заседании установлено, что основанием для осуществления данного процессуального действия явилась необходимость истребования сведений и документов для выяснения обстоятельств дела, и извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Срок проведения административного расследования, установленный п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Жилфонд-Служба" извещено определением от 13.12.2006 г., что подтверждается уведомлением почтового органа о вручении обществу данного определения 18.12.2006 г. Однако для составления протокола 25.12.2006 г. законный представитель общества не явился, обществом в административный орган не представлено объяснение по существу выявленных в результате проверки 29.11.2006 г. нарушений правил пожарной безопасности, в связи с чем протокол составлен в отсутствие представителя общества. Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в соответствии с п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе, имеются. Копия протокола обществом получена 26.12.2006 г., что подтверждается отметкой о вручении на копии протокола.
Суд находит, что в случае извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о фактах выявленных нарушений, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение от явки не свидетельствуют о нарушении предоставленных последнему КоАП РФ гарантий защиты и не могут служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями.
Оспариваемое постановление N 357/1 от 28.12.2006 г. также вынесено в отсутствие законного представителя ООО "Жилфонд-Служба", поскольку представитель общества на рассмотрение материалов административного дела не явился. Копия постановления обществу направлена и ему вручена 09.01.2007 г.
Срок давности привлечения общества "Жилфонд-Служба" к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Жилфонд-Служба".
Оценив существо вмененного заявителю правонарушения, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Указанное правонарушение образует формальный состав.
Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность, а объективная сторона правонарушения представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) раскрывает понятие мер пожарной безопасности как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Статьей 38 Закона N 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Данные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу этого собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 2.2 Устава общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд-Служба" основными видами деятельности общества являются, в том числе, услуги по управлению эксплуатацией инженерной инфраструктуры города, по обеспечению безопасности зданий и сооружений, по уборке и общему обслуживанию зданий, услуги, связанные с эксплуатационным обслуживанием внутренних инженерных систем зданий (теплоснабжения, отопления, электрических сетей и их оборудования внутри домов) и другие услуги.
Материалами дела подтверждено, что между Администрацией города Петрозаводска и ООО "Жилфонд-Служба" (управляющая организация) 28.02.2005 заключен договор на управление жилыми зданиями г. Петрозаводска.
Согласно пункту 1.1 договор заключен на предмет управления переданными многоквартирными домами, выполнения работ и оказания услуг по надлежащему содержанию многоквартирных домов и земельных участков, на которых расположены дома и иные связанные с ним объекты недвижимости, ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей и задач настоящего договора.
Задачами договора в соответствии с пунктом 3.1-3.1.2 договора является осуществление управляющей организацией технической эксплуатации многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и действующими стандартами качества, которая включает в себя, в том числе содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, организацию выполнения мероприятий по содержанию и ремонту многоквартирных домов, направленных на обеспечение безопасности и комфортности проживания населения. Целями договора являются организация управления управляющей организацией многоквартирными домами в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими данный вид деятельности, организация обеспечения сохранности многоквартирных домов, ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Пунктом 4.1.1 договора на управление жилыми зданиями предусмотрена обязанность управляющей организации управлять многоквартирными домами в соответствии с предметом, целями и задачами, установленными настоящим договором.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176), предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Кроме того, согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Жилые дома N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской. г. Петрозаводске в соответствии с вышеназванным договором переданы в управление ООО "Жилфонд-Служба" по акту приема-передачи (Приложение N 1 к договору), что не оспаривалось представителями заявителя в судебном заседании.
Таким образом, на управляющей организации, ООО "Жилфонд-Служба", лежит обязанность соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда в Российской Федерации на вверенных ему объектах, в том числе в жилых домах N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской. г. Петрозаводске в силу договора с собственником муниципального имущества - Администрацией г. Петрозаводска.
В ходе проведенной проверки 29.11.2006 г., по результатам которой обществу выдано предписание от 30.11.2006 г., и административного расследования в жилых домах N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской. г. Петрозаводске, выявлены нарушения пунктов 3, 40, 44, 57 и 67 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения всеми организациями, независимо от организационно-правовых форм, выявленные нарушения (хранение на чердаках горючих материалов, отсутствие лестниц к люкам чердачных помещений, отсутствие окон на чердаках, не очищены дымоходы и печи от сажи, отсутствие запоров на дверях в подвальные помещения, эксплуатация электроприборов путем скрутки проводов и светильников без колпаков и т.д.) по существу обществом не оспариваются, но обществом обязанность соблюдения данных правил возлагается на собственников жилых квартир, проживающих в указанных домах.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя о том, что общество не является субъектом правонарушения, судом отклоняется как несостоятельный.
Указанные в определении о возбуждении административного дела и предписании об устранении нарушений от 30.11.2006 г. нарушения объективно подтверждаются актом проверки от 29.11.2006 г. и фототаблицей к нему, протоколом об административном правонарушении от 25.12.2006, и не оспариваются заявителем.
Таким образом, материалами административного дела событие правонарушения полностью подтверждено.
По мнению суда, вина заявителя, ООО "Жилфонд-Служба", обуславливается непринятием всех необходимых мер для обеспечения пожарной безопасности в многоквартирных домах, переданных обществу в управление для осуществления эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, решение административного органа о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Санкция указанной нормы предусматривает возможность назначения административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. В данном случае административным органом обществу назначен штрафа в установленном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Учитывая многочисленность выявленных нарушений требований правил и норм пожарной безопасности, общественную опасность совершенного обществом правонарушения, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения ООО "Жилфонд-Служба" от административной ответственности. На основании вышеизложенных обстоятельств суд не усматривает правовых оснований для отмены оспариваемого постановления N 357/1 от 28.12.2006 г.
Руководствуясь 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд
в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд-Служба" (запись в ЕГРЮЛ N 1051000006617 от 08.02.2005 г., расположенного в г. Петрозаводске, ул. Мерецкова, д. 16) об оспаривании постановления N 357/1 от 28.12.2006 г. Территориального отдела Государственного пожарного надзора г. Петрозаводска Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Карелия о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде 20.000 руб. штрафа отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, но может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Карелия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) согласно ст. ст. 257 и 259 АПК РФ или в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа согласно ст. ст. 273 и 276 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 09.02.2007, 08.02.2007 ПО ДЕЛУ N А26-269/2007
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 февраля 2007 г. Дело N А26-269/2007
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Мещерякова К.И., при ведении протокола помощником судьи Моисеенко А.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственность "Жилфонд-Служба"
к Территориальному отделу Государственного пожарного надзора г. Петрозаводска Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Карелия
об оспаривании постановления N 357/1 от 28.12.2007 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
при участии в судебном заседании 05.02.2007 г.: от заявителя - заместителя директора по правовым вопросам Базышен Е.В. по доверенности N 94 от 25.01.2006 г. и юриста Балдиной О.С. по доверенности от 27.03.2006 г., от ответчика - начальника отделения Михайленко В.В. по доверенности от 18.10.2006 г. и инспектора госпожнадзора Березина А.А. по доверенности от 18.10.2006 г.
Резолютивная часть решения принята в судебном заседании 08.02.2007 г.
УСТАНОВИЛ:
заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Жилфонд-Служба" (далее ООО "Жилфонд-Служба", общество), обратился с заявлением к Территориальному отделу Госпожнадзора г. Петрозаводска Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Карелия (далее Территориальный отдел Госпожнадзора в г. Петрозаводске, ответчик) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности N 357/1 от 28.12.2006 г. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представители заявителя доводы заявления поддержали, пояснили, что постановление N 357/1 от 28.12.2006 г. о привлечении общества к административной ответственности Территориальным отделом Госпожнадзора в г. Петрозаводске вынесено незаконно и с нарушением процессуальных норм административного кодекса. В отношении общества 29.11.2006 г. была проведена внеплановая проверка, которая, как полагает общество, может проводиться только при наличии определенных обстоятельств. Обществу не сообщалось об основаниях принятия распоряжения от 22.11.2006 г. по проведению внеплановой проверки, с распоряжением о проверке не был ознакомлен законный представитель общества, проверка жилых домов N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской в г. Петрозаводске была проведена 29.11.2006 г., а в основу административного дела положен акт проверки от 09.11.2006 г., с актом не был ознакомлен представитель общества, участвующий в проверке, в акте отсутствуют сведения о разъяснении представителю общества прав и обязанностей, в том числе о возможности предоставить свои объяснения по установленным нарушениям. Определениями от 30.11.2006 г. о возбуждении административного дела и об истребовании сведений Госпожнадзором обществу также не предлагалось представить свои возражения по выявленным нарушениям. В соответствии с заключенным между обществом и Администрацией г. Петрозаводска договором на управление жилыми зданиями от 28.02.2005 г. и дополнительным соглашением к договору от 25.04.2005 г. общество осуществляет управление многоквартирными домами N N 9а, 9б, 13а и 13б в г. Петрозаводске от имени и за счет потребителей, источником финансирования работ по договору являются платежи потребителей за содержание и ремонт общего имущества жилых зданий (пункт 1.1). При этом общество полагает, что не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку собственники данных многоквартирных домов не уполномочили ООО "Жилфонд-Служба" владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом многоквартирных домов, и поэтому общество не относится к категории лиц, на которых согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации возложена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Общество просит признать незаконным и отменить полностью постановление о привлечении к административной ответственности N 357/1 от 28.12.2006 г.
Ответчик, Территориальный отдел Госпожнадзора в г. Петрозаводске, в отзыве доводы общества считает необоснованными. Представители ответчика в судебном заседании пояснили, что внеплановая проверка общества проводилась по распоряжению от 22.11.2006 г. на основании поступившего заявления от жильцов д. N 9а по ул. Лососинской, распоряжение с назначенной датой проведения проверки 29.11.2006 г. было вручено обществу 24.11.2006 г. При проведении проверки жилых домов N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской в г. Петрозаводске присутствовала представитель общества Якушкина О.Л., которая была ознакомлена с распоряжением о проверке дополнительно. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности подтверждаются фототаблицей. Отдел полагает, что составление акта возможно после проведения самой проверки. Определение о возбуждении административного дела и об истребовании доказательств от 30.11.2006 г. были направлены обществу и им получены 05.12.2006 г., возражений по выявленным нарушениям общество не представило, на составление протокола от 25.12.2006 г. и вынесение постановления от 28.12.2006 г. законный представитель общества не явился. Территориальный отдел Госпожнадзора просит учесть, что по заключенному договору на управление жилыми зданиями от 28.02.2005 г. между обществом и Администрацией г. Петрозаводска, а также в соответствии с пунктом 1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 г., управляющая организация обязана выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования при осуществлении управления переданными ей многоквартирными домами и содержании общего имущества многоквартирных домов. Общество является субъектом правонарушения, правомерно привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности и постановление N 357/1 от 28.12.2006 г. вынесено законно и обосновано.
05.02.2007 г. в 11 часов 40 минут судом объявлялся перерыв в судебном заседании до 14 часов 15 минут 08.02.2007 г. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, административный материал по проверке ООО "Жилфонд-Служба", суд находит установленными следующие обстоятельства.
На основании заявления жильцов д. N 9а по ул. Лососинской в г. Петрозаводске Территориальным отделом госпожнадзора в г. Петрозаводске было принято распоряжение N 414/1 от 22.11.2006 г. о проведении внеплановой проверки по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности ООО "Жилфонд-Служба". Должностным лицом отдела Госпожнадзора 29.11.2006 г. была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности ООО "Жилфонд-Служба" в жилых домах в домах N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской. г. Петрозаводске, в ходе которой выявлены нарушения требований "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 г. По результатам проверки составлены акт N 361/1 и предписание об устранении выявленных нарушений N 338/1 от 08.12.2006 г., которые направлены обществу почтовой корреспонденцией и получены им 18.12.2006 г.
По факту выявленных нарушений государственным инспектором г. Петрозаводска по пожарному надзору Березиным А.А. вынесено определение от 30.11.2006 г. о возбуждении отношении ООО "Жилфонд-Служба" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
25.12.2006 г. государственным инспектором г. Петрозаводска по пожарному надзору в отношении ООО "Жилфонд-Служба" составлен протокол N 357/1 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В протоколе указано о нарушении обществом пунктов 3, 40, 44, 57 и 67 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03, приложение к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 3) (далее Правила пожарной безопасности).
Постановлением главного государственного инспектора г. Петрозаводска по пожарному надзору N 357/1 от 28.12.2006 г. за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ООО "Жилфонд-Служба" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20.000 рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене данного постановления.
На основании ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств совершенного правонарушения возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа на принятие решения, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности для привлечения к ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. (далее Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 9 и 10 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 820 от 21.12.2004 г., государственные инспекторы и главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации наказания за нарушения требований пожарной безопасности.
На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
В силу ст. 23.34 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ.
На основании изложенного суд находит, что оспариваемое постановление N 357/1 от 28.12.2006 г. принято главным государственным инспектором госпожнадзора по г. Петрозаводска в пределах полномочий, предоставленных данному лицу административным законодательством.
В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении, вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Материалами подтверждено, что решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принято должностным лицом Госпожнадзора, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения от 30.11.2006 г. после выявления 29.11.2006 г. факта совершения административного правонарушения.
Суд полагает, что решение административного органа о проведении административного расследования принято обоснованно, поскольку в судебном заседании установлено, что основанием для осуществления данного процессуального действия явилась необходимость истребования сведений и документов для выяснения обстоятельств дела, и извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Срок проведения административного расследования, установленный п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, административным органом не нарушен.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Жилфонд-Служба" извещено определением от 13.12.2006 г., что подтверждается уведомлением почтового органа о вручении обществу данного определения 18.12.2006 г. Однако для составления протокола 25.12.2006 г. законный представитель общества не явился, обществом в административный орган не представлено объяснение по существу выявленных в результате проверки 29.11.2006 г. нарушений правил пожарной безопасности, в связи с чем протокол составлен в отсутствие представителя общества. Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в соответствии с п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе, имеются. Копия протокола обществом получена 26.12.2006 г., что подтверждается отметкой о вручении на копии протокола.
Суд находит, что в случае извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о фактах выявленных нарушений, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение от явки не свидетельствуют о нарушении предоставленных последнему КоАП РФ гарантий защиты и не могут служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями.
Оспариваемое постановление N 357/1 от 28.12.2006 г. также вынесено в отсутствие законного представителя ООО "Жилфонд-Служба", поскольку представитель общества на рассмотрение материалов административного дела не явился. Копия постановления обществу направлена и ему вручена 09.01.2007 г.
Срок давности привлечения общества "Жилфонд-Служба" к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Жилфонд-Служба".
Оценив существо вмененного заявителю правонарушения, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Указанное правонарушение образует формальный состав.
Объектом данного правонарушения является пожарная безопасность, а объективная сторона правонарушения представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающее требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами и т.д.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N 69-ФЗ) раскрывает понятие мер пожарной безопасности как действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Статьей 38 Закона N 69-ФЗ установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Данные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу этого собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 2.2 Устава общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд-Служба" основными видами деятельности общества являются, в том числе, услуги по управлению эксплуатацией инженерной инфраструктуры города, по обеспечению безопасности зданий и сооружений, по уборке и общему обслуживанию зданий, услуги, связанные с эксплуатационным обслуживанием внутренних инженерных систем зданий (теплоснабжения, отопления, электрических сетей и их оборудования внутри домов) и другие услуги.
Материалами дела подтверждено, что между Администрацией города Петрозаводска и ООО "Жилфонд-Служба" (управляющая организация) 28.02.2005 заключен договор на управление жилыми зданиями г. Петрозаводска.
Согласно пункту 1.1 договор заключен на предмет управления переданными многоквартирными домами, выполнения работ и оказания услуг по надлежащему содержанию многоквартирных домов и земельных участков, на которых расположены дома и иные связанные с ним объекты недвижимости, ремонта общего имущества многоквартирных домов, а также осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей и задач настоящего договора.
Задачами договора в соответствии с пунктом 3.1-3.1.2 договора является осуществление управляющей организацией технической эксплуатации многоквартирных домов в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и действующими стандартами качества, которая включает в себя, в том числе содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, организацию выполнения мероприятий по содержанию и ремонту многоквартирных домов, направленных на обеспечение безопасности и комфортности проживания населения. Целями договора являются организация управления управляющей организацией многоквартирными домами в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими данный вид деятельности, организация обеспечения сохранности многоквартирных домов, ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Пунктом 4.1.1 договора на управление жилыми зданиями предусмотрена обязанность управляющей организации управлять многоквартирными домами в соответствии с предметом, целями и задачами, установленными настоящим договором.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170 (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176), предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
Кроме того, согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Жилые дома N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской. г. Петрозаводске в соответствии с вышеназванным договором переданы в управление ООО "Жилфонд-Служба" по акту приема-передачи (Приложение N 1 к договору), что не оспаривалось представителями заявителя в судебном заседании.
Таким образом, на управляющей организации, ООО "Жилфонд-Служба", лежит обязанность соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда в Российской Федерации на вверенных ему объектах, в том числе в жилых домах N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской. г. Петрозаводске в силу договора с собственником муниципального имущества - Администрацией г. Петрозаводска.
В ходе проведенной проверки 29.11.2006 г., по результатам которой обществу выдано предписание от 30.11.2006 г., и административного расследования в жилых домах N N 9а, 9б, 13а и 13б по ул. Лососинской. г. Петрозаводске, выявлены нарушения пунктов 3, 40, 44, 57 и 67 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения всеми организациями, независимо от организационно-правовых форм, выявленные нарушения (хранение на чердаках горючих материалов, отсутствие лестниц к люкам чердачных помещений, отсутствие окон на чердаках, не очищены дымоходы и печи от сажи, отсутствие запоров на дверях в подвальные помещения, эксплуатация электроприборов путем скрутки проводов и светильников без колпаков и т.д.) по существу обществом не оспариваются, но обществом обязанность соблюдения данных правил возлагается на собственников жилых квартир, проживающих в указанных домах.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя о том, что общество не является субъектом правонарушения, судом отклоняется как несостоятельный.
Указанные в определении о возбуждении административного дела и предписании об устранении нарушений от 30.11.2006 г. нарушения объективно подтверждаются актом проверки от 29.11.2006 г. и фототаблицей к нему, протоколом об административном правонарушении от 25.12.2006, и не оспариваются заявителем.
Таким образом, материалами административного дела событие правонарушения полностью подтверждено.
По мнению суда, вина заявителя, ООО "Жилфонд-Служба", обуславливается непринятием всех необходимых мер для обеспечения пожарной безопасности в многоквартирных домах, переданных обществу в управление для осуществления эксплуатации, надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, решение административного органа о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является законным и обоснованным.
Санкция указанной нормы предусматривает возможность назначения административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. В данном случае административным органом обществу назначен штрафа в установленном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Учитывая многочисленность выявленных нарушений требований правил и норм пожарной безопасности, общественную опасность совершенного обществом правонарушения, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения ООО "Жилфонд-Служба" от административной ответственности. На основании вышеизложенных обстоятельств суд не усматривает правовых оснований для отмены оспариваемого постановления N 357/1 от 28.12.2006 г.
Руководствуясь 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Жилфонд-Служба" (запись в ЕГРЮЛ N 1051000006617 от 08.02.2005 г., расположенного в г. Петрозаводске, ул. Мерецкова, д. 16) об оспаривании постановления N 357/1 от 28.12.2006 г. Территориального отдела Государственного пожарного надзора г. Петрозаводска Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Карелия о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде 20.000 руб. штрафа отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, но может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Карелия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) согласно ст. ст. 257 и 259 АПК РФ или в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа согласно ст. ст. 273 и 276 АПК РФ.
Судья
К.И.МЕЩЕРЯКОВА
К.И.МЕЩЕРЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)