Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.08.2007 ПО ДЕЛУ N А19-11939/07-28

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2007 г. по делу N А19-11939/07-28


Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Куклиной Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Северное управление жилищно-коммунальными системами"
к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области
о признании незаконным и отмене постановления N 1-55/07 от 04.07.07
при участии в заседании:
от заявителя: Коконова Н.В. - доверенность от 11.09.06
от административного органа, принявшего оспариваемое решение: Парфенова А.А. - доверенность от 02.07.07, Костылев Я.В. - доверенность от 17.07.07 N 72-37-1457/7

установил:

ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" (далее заявитель, общество) обратилось с требованием о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (далее ответчик, Служба жилищного контроля) N 1-55/07 от 04.07.07 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в судебном заседании требование поддержал. В обоснование доводов указал, что он не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, а также на допущенные ответчиком существенные нарушения процедуры привлечения его к административной ответственности.
Ответчик требование не признал, считает привлечение заявителя к административной ответственности законным.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
В период с 06.06.2007 по 22.06.2007 Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области на основании распоряжения N 72-01-109р от 01.06.07 была проведена плановая проверка соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, переданного на обслуживание ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами", расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Баумана, дома N 191, 193, 202, 204, 206, 208, 209, 211, 213, 215, 217, 239; ул. Севастопольская, дома N 235, 237, 237а, 239, 239а, 241, 243, 243а; ул. Ярославского, дома N 234, 236, 238, 246, 258.
В результате проверки установлен факт нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, выразившиеся в нарушении требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, который отражен в акте проверки N 4а-2-8 от 22.06.07.
22.06.07 составлен протокол об административном правонарушении N 3пр-2-8, на основании которого 04.07.07 вынесено постановление N 1-55/07 о привлечении ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление законно и оснований для его отмены не имеется, исходя из следующего.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет привлечение к административной ответственности, установленной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Конкретные требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда, определены соответствующими пунктами Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Указанная норма предусматривает возможность возложения обязанности по содержанию собственности не только на собственника, но и на других лиц, в специально оговоренных случаях.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в таком доме.
Собственники помещений вправе как самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, так и привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
На основании п. 3.2 Устава ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" видами деятельности общества являются: обеспечение работоспособности электрических тепловых сетей, техническое обслуживание канализационных систем, сбор мусора, хлама, бытовых отходов, уборка территории, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.
Согласно материалам дела, между ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" и Администрацией г. Иркутска 01.08.2006 г. заключен договор поручения N 2 согласно которому ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" приняло на себя обязательства по содержанию указанного жилья, обязалось организовать жизнеобеспечение многоквартирных домов на территории Ленинского административного округа г. Иркутска, в том числе организовывать электро-, тепло-, водо-, газоснабжение, бытового газа в баллонах, обеспечивать содержание и эксплуатацию внутридомовых инженерных систем, обеспечить подготовку домов к эксплуатации в зимних условиях, санитарного содержания придомовых территорий.
Таким образом, собственники жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах несут бремя расходов на содержание общего имущества посредством внесения соответствующих платежей, а ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" обязуется совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. N 170, техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.
На основании п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом (организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами); техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт); санитарное содержание (уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями).
Поскольку ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" добровольно приняло на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту жилого фонда расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Баумана, дома N 191, 193, 202, 204, 206, 208, 209, 211,213, 215, 217, 239; ул. Севастопольская, дома N 235, 237, 237а, 239, 239а, 241, 243, 243а; ул. Ярославского, дома N 234, 236, 238, 246, 258, оно обязано соблюдать требования действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
При проверке установлен факт нарушения ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, выразившиеся в нарушении требований, установленных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, что подтверждается материалами дела: актом проверки N 4а-2-8 от 22.06.07, протоколом об административном правонарушении N 3пр-2-8 от 22.06.07. Нарушений закона при составлении акта проверки. Протокола об административном правонарушении и отражения в них данных о результатах проверки и факте правонарушения суд не усматривает.
Поэтому суд считает, что у Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области имелись правовые основания для вынесения постановления по делу об административном правонарушении и заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Заявитель, оспаривая постановление о привлечении его к административной ответственности в качестве довода указал, что он не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, поскольку является представителем по доверенностям собственников жилья с ограниченным объемом прав. По его мнению, общество вправе лишь заключать от имени жильцов договоры на предоставление ресурсов и договоры подряда на обслуживание и ремонт общего имущества дома, осуществлять контроль за выполнением данных договоров. Качестве подтверждения своих доводов заявителем представлены договор на выполнение подрядных работ по содержанию многоквартирных домов N 20 от 05.12.06, заключенный с ООО "Сервис-ЖКХ N 2", договор на выполнение подрядных работ по текущему ремонту многоквартирных домов N 18 от 05.12.06, заключенный с ООО "Ремонт жилья".
Однако данный довод суд находит несостоятельным и не может принять его во внимание.
Субъектами правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, являются должностные или юридические лица, на которых лежит обязанность соблюдения порядка содержания, ремонта жилых домов и жилых помещений.
Поскольку указанные жилые дома в Ленинском округе г. Иркутска переданы на обслуживание ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами", что подтверждается материалами дела, именно на нем лежит обязанность соблюдения порядка содержания, ремонта указанных жилых домов. Общество обязано соблюдать установленные требования, связанные с содержанием дома, и отвечать за свои действия (бездействие) в соответствии с действующим законодательством.
Довод заявителя о нарушении ответчиком при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ также несостоятелен и опровергается материалами дела. Действия административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении были направлены на соблюдение требований ст. 28.2 КоАП РФ, а также прав и законных интересов заявителя как лица, привлекаемого к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя заявителя, о чем свидетельствует его подпись.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, привлекаемого к ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем его уведомлении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалами дела подтверждено надлежащее извещение заявителя о времени и месте рассмотрения материалов об административном правонарушении 04.07.2007. Данный факт зафиксирован подписью законного представителя законного лица - генерального директора общества Емельянова А.В. в извещении Службы жилищного контроля от 22.06.06 г.
Таким образом, проверка, проведенная Службой жилищного контроля и оформленные по ее результатам документы, соответствуют требованиям действующего законодательства.
А поэтому, привлечение ОАО "Северное управление жилищно-коммунальными системами" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, законно и обоснованно.
Согласно ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Нарушений процессуальных требований, не позволивших Службе жилищного контроля полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено. Размер штрафа, которому подвергнут заявитель, не превышает размера штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
Другие доводы заявителя суд также находит несостоятельными и поэтому считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области N 1-55/07 от 04.07.07 о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества "Северное управление жилищно-коммунальными системами" по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья
Л.А.КУКЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)