Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению "Управляющая компания Советского района"
к ОГПН Советского района г. Владивостока
о признании незаконным постановления N 193 от 19.03.08 г. и действий должностного лица,
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района" (далее по тексту "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по Советскому району г. Владивостока о признании незаконным постановления N 193 от 19.03.08 г. и действий должностного лица.
Заявитель в обоснование своих требований указал, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района" не является субъектом административного правонарушения.
ОГПН Советского района требования заявителя не признал, представил в дело отзыв на заявление, считает ООО "УК Советского района" надлежащим субъектом административного правонарушения, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изготовление мотивированного решения в полном объеме было отложено в соответствии с п. 2 ст. 176 АПК РФ.
Из материалов дела судом установлено следующее.
12.03.08 г. Отделом государственного пожарного надзора по Советскому району г. Владивостока в ходе проверки общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района" установлено, что в помещении жилого дома, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Русская 59/5 нарушены требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а именно: на лестничных клетках и в общих коридорах светильники эксплуатируются со снятыми колпаками, предусмотренными конструкциями светильников, соединения электропроводов выполнены при помощи скруток, на дверях чердачных помещений и подвалов отсутствует информация о месте хранения ключей, в общих коридорах на путях эвакуации частично установлены металлические двери и кирпичные перегородки, ухудшающие безопасную эвакуацию людей, сняты предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, в общих коридорах на путях эвакуации установлены ящики, в лифтовых холлах находятся различные горючие материалы.
По результатам рассмотрения данного протокола, а также других материалов дела, общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением учредителя N 3 от 20.07.05 г. утвержден Устав ООО "Управляющая компания Советского района", в соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.10 которого целями создания организации являются: управление недвижимым имуществом, эксплуатация помещений жилого фонда и нежилого фонда, выполнение комплекса работ, направленных на обеспечение установленных санитарно-гигиенических требований к содержанию помещений жилого дома и его придомовой территории, проведение текущего и капитального ремонта жилого и нежилого фонда и т.д.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет собственник. Отсюда следует, что законодатель не исключает возможность возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела усматривается, что между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района г. Владивостока" и Администрацией г. Владивостока заключен агентский договор N 064-1370 от 08.07.05 г. об оказании услуг по организации обслуживания общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно п. 1.1 данного договора агент обязуется от своего имени, но за счет принципала за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия, направленные на организацию оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включая текущий ремонт общего имущества жилых домов; техническое обслуживание инженерных систем, относящихся к общей долевой собственности владельцев квартир в многоквартирном доме; осуществление иных действий по организации обслуживания домов.
Пунктом 2.2.1 договора определено, что Агент (ООО "УК Советского района) обязан организовывать выполнение работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту дома, обслуживанию лифтов, мусоропроводов, вывозу отходов и мусора, санитарного содержания здания и придомовой территории согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. N 170.
В соответствии с приложением N 1 к договору в числе объектов жилищного фонда, передаваемого в ООО "УК Советского района", присутствует жилой дом по ул. Русская, 59/5 в г. Владивостоке.
Пунктами 1.2, 2.2.3 агентского договора N 064-1370/05 от 08.07.05 г. оговорено право Агента (ООО "УК Советского района") заключать договоры с третьими лицами в целях организации обслуживания общего имущества с многоквартирных домах с возложением обязанности Агента вести контроль за количеством и качеством предоставляемых подрядными организациями услуг.
В целях реализации предоставленных заявителю полномочий 01.06.05 г. между ООО "Управляющая компания Советского района" и ООО "ЛиК" заключен договор N 5, согласно которому заявитель поручает от имени и по поручению собственников жилищного фонда, а ООО "ЛиК" принимает на себя обязательства по выполнению работ и услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту мест общего пользования жилищного фонда Советского района.
При этом ООО "ЛиК" является подрядчиком на выполнение обязательств по исполнению работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов и несет ответственность по гражданско-правовым обязательствам в рамках договора в соответствии с п. 3.1.1, 3.1.4, 6.1 указанного документа.
Из изложенного следует, что именно ООО "Управляющая компания Советского района" является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности жилого дома по ул. Русской, 59/5 в г. Владивостоке.
Передача функций по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах ООО "ЛиК" не освобождает ООО "Управляющая компания Советского района" от ответственности за ненадлежащую организацию управлением общим имуществом в многоквартирных домах, в том числе и в части обеспечения соблюдения требований противопожарной безопасности.
Тем более, что по условиям договора N 5 от 01.06.05 г. с ООО "ЛиК" заявитель полномочен определять объем выполняемых работ (оказываемых услуг), составлять планы объема текущего ремонта и утверждать планы подготовки к эксплуатации жилищного фонда, принимать отчеты о выполненных работах (услугах), контролировать выполнение исполнителем (ООО "ЛиК") объема и качества порученных работ (услуг) по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту жилищного фонда и т.д.
Ссылки заявителя, что требования соблюдения норм пожарной безопасности на него не возложены ввиду того, что функции по капитальному ремонту Администрацией г. Владивостока заявителю не переданы, признаются судом несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда и в соответствии с приложением N 4, 7, 8 Правил рассматриваемые работы к категории капитального ремонта не относятся.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ч. 1. ст. 24 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса влечет наложение административного штрафа.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В части 2 статьи 2.1 Кодекса указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие нарушений требований норм и правил пожарной безопасности, перечисленных в протоколе об административном правонарушении требований в области пожарной безопасности от 19.03.08 г. подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Процессуальных нарушений, допущенных ОГПН Советского района г. Владивостока, при производстве по делу об административном правонарушении суд не установил.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованным привлечение ООО "Управляющая компания Советского района" к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района" о признании незаконным постановления N 193 от 19.03.08 г. и действий должностного лица Отдела государственного пожарного надзора Советского района г. Владивостока отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 13.05.2008 ПО ДЕЛУ N А51-3044/2008-25-109
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2007 г. по делу N А51-3044/2008-25-109
Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению "Управляющая компания Советского района"
к ОГПН Советского района г. Владивостока
о признании незаконным постановления N 193 от 19.03.08 г. и действий должностного лица,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района" (далее по тексту "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу государственного пожарного надзора по Советскому району г. Владивостока о признании незаконным постановления N 193 от 19.03.08 г. и действий должностного лица.
Заявитель в обоснование своих требований указал, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района" не является субъектом административного правонарушения.
ОГПН Советского района требования заявителя не признал, представил в дело отзыв на заявление, считает ООО "УК Советского района" надлежащим субъектом административного правонарушения, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изготовление мотивированного решения в полном объеме было отложено в соответствии с п. 2 ст. 176 АПК РФ.
Из материалов дела судом установлено следующее.
12.03.08 г. Отделом государственного пожарного надзора по Советскому району г. Владивостока в ходе проверки общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района" установлено, что в помещении жилого дома, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Русская 59/5 нарушены требования пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а именно: на лестничных клетках и в общих коридорах светильники эксплуатируются со снятыми колпаками, предусмотренными конструкциями светильников, соединения электропроводов выполнены при помощи скруток, на дверях чердачных помещений и подвалов отсутствует информация о месте хранения ключей, в общих коридорах на путях эвакуации частично установлены металлические двери и кирпичные перегородки, ухудшающие безопасную эвакуацию людей, сняты предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, в общих коридорах на путях эвакуации установлены ящики, в лифтовых холлах находятся различные горючие материалы.
По результатам рассмотрения данного протокола, а также других материалов дела, общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением учредителя N 3 от 20.07.05 г. утвержден Устав ООО "Управляющая компания Советского района", в соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.6, 3.2.8, 3.2.10 которого целями создания организации являются: управление недвижимым имуществом, эксплуатация помещений жилого фонда и нежилого фонда, выполнение комплекса работ, направленных на обеспечение установленных санитарно-гигиенических требований к содержанию помещений жилого дома и его придомовой территории, проведение текущего и капитального ремонта жилого и нежилого фонда и т.д.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет собственник. Отсюда следует, что законодатель не исключает возможность возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела усматривается, что между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района г. Владивостока" и Администрацией г. Владивостока заключен агентский договор N 064-1370 от 08.07.05 г. об оказании услуг по организации обслуживания общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно п. 1.1 данного договора агент обязуется от своего имени, но за счет принципала за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия, направленные на организацию оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включая текущий ремонт общего имущества жилых домов; техническое обслуживание инженерных систем, относящихся к общей долевой собственности владельцев квартир в многоквартирном доме; осуществление иных действий по организации обслуживания домов.
Пунктом 2.2.1 договора определено, что Агент (ООО "УК Советского района) обязан организовывать выполнение работ по техническому обслуживанию, текущему ремонту дома, обслуживанию лифтов, мусоропроводов, вывозу отходов и мусора, санитарного содержания здания и придомовой территории согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.03 г. N 170.
В соответствии с приложением N 1 к договору в числе объектов жилищного фонда, передаваемого в ООО "УК Советского района", присутствует жилой дом по ул. Русская, 59/5 в г. Владивостоке.
Пунктами 1.2, 2.2.3 агентского договора N 064-1370/05 от 08.07.05 г. оговорено право Агента (ООО "УК Советского района") заключать договоры с третьими лицами в целях организации обслуживания общего имущества с многоквартирных домах с возложением обязанности Агента вести контроль за количеством и качеством предоставляемых подрядными организациями услуг.
В целях реализации предоставленных заявителю полномочий 01.06.05 г. между ООО "Управляющая компания Советского района" и ООО "ЛиК" заключен договор N 5, согласно которому заявитель поручает от имени и по поручению собственников жилищного фонда, а ООО "ЛиК" принимает на себя обязательства по выполнению работ и услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту мест общего пользования жилищного фонда Советского района.
При этом ООО "ЛиК" является подрядчиком на выполнение обязательств по исполнению работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов и несет ответственность по гражданско-правовым обязательствам в рамках договора в соответствии с п. 3.1.1, 3.1.4, 6.1 указанного документа.
Из изложенного следует, что именно ООО "Управляющая компания Советского района" является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности жилого дома по ул. Русской, 59/5 в г. Владивостоке.
Передача функций по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах ООО "ЛиК" не освобождает ООО "Управляющая компания Советского района" от ответственности за ненадлежащую организацию управлением общим имуществом в многоквартирных домах, в том числе и в части обеспечения соблюдения требований противопожарной безопасности.
Тем более, что по условиям договора N 5 от 01.06.05 г. с ООО "ЛиК" заявитель полномочен определять объем выполняемых работ (оказываемых услуг), составлять планы объема текущего ремонта и утверждать планы подготовки к эксплуатации жилищного фонда, принимать отчеты о выполненных работах (услугах), контролировать выполнение исполнителем (ООО "ЛиК") объема и качества порученных работ (услуг) по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и ремонту жилищного фонда и т.д.
Ссылки заявителя, что требования соблюдения норм пожарной безопасности на него не возложены ввиду того, что функции по капитальному ремонту Администрацией г. Владивостока заявителю не переданы, признаются судом несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда и в соответствии с приложением N 4, 7, 8 Правил рассматриваемые работы к категории капитального ремонта не относятся.
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно ч. 1. ст. 24 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса влечет наложение административного штрафа.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В части 2 статьи 2.1 Кодекса указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие нарушений требований норм и правил пожарной безопасности, перечисленных в протоколе об административном правонарушении требований в области пожарной безопасности от 19.03.08 г. подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Процессуальных нарушений, допущенных ОГПН Советского района г. Владивостока, при производстве по делу об административном правонарушении суд не установил.
При таких обстоятельствах суд считает обоснованным привлечение ООО "Управляющая компания Советского района" к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Советского района" о признании незаконным постановления N 193 от 19.03.08 г. и действий должностного лица Отдела государственного пожарного надзора Советского района г. Владивостока отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)