Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2010 N 17АП-12652/2009-АК ПО ДЕЛУ N А60-45218/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2010 г. N 17АП-12652/2009-АК

Дело N А60-45218/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Мещеряковой Т.И., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
- от заявителя МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля": не явились;
- от заинтересованного лица Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдела контроля по Северному управленческому округу: не явились;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 ноября 2009 года
по делу N А60-45218/2009,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области Отделу контроля по Северному управленческому округу
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:

муниципальное унитарное предприятие Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" (далее - заявитель, МУП "Теплосети") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Госжилинспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) N 28 от 07.09.2009 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 ноября 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. При этом заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование своих требований заявитель жалобы указывает, что согласно перечню муниципального жилого фонда Новолялинского городского округа, передаваемого на обслуживание МУП "Теплосети", были переданы не все жилые дома, указанные в актах проверки и постановлении прокурора Новолялинского района о возбуждении дела. В действительности в перечне отсутствуют жилые дома по ул. Республики, 3; ул. Строителей, 3; ул. Лермонтова, 16 г. Новая Ляля. Данные дома на обслуживание МУП "Теплосети" не передавались. Выводы суда, установленные на основании договора N 100 от 24.03.2008, являются необоснованными, поскольку на момент проверки 05.08.2009 данный договор был расторгнут. Кроме того, согласно договору, МУП "Теплосети", является лишь сборщиком платежей по оплате жилья и не несет ответственность за проведение капитального ремонта жилого фонда. Заявитель апелляционной жалобы считает, что нарушена процедура привлечения к административной ответственности, в частности: нарушены сроки рассмотрения дела об административном правонарушении, в постановлении не указан порядок обжалования, отсутствует дата, время и место совершения правонарушения, постановление было отправлено по истечении трехдневного срока, установленного ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ. Вместе с тем, при рассмотрении дела (назначении наказания) судом не было учтено имущественное и финансовое положение МУП "Теплосети".
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05 августа 2009 года специалистами отдела контроля по Северному управленческому округу Госжилинспекции Свердловской области по жалобе жителей дома, на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки N С-13/57 от 03.08.2009, проведена проверка технического состояния и эксплуатации жилых домов N 23 по ул. Лермонтова, N 13, по ул. Республики, N 3, по ул. Строителей, N 16, по ул. Лермонтова, N 33, по ул. Мира, N 77, по ул. Розы Люксембург, N 68б, по ул. Розы Люксембург в г. Новая Ляля.
В ходе проверки были выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
По результатам указанного обследования составлены акты проверки от 10.08.2009 N С-01/323, N С-01/324, N С-01/325, N С-01/326, N С-01/327, N С-01/328, N С-01/329, МУП "Теплосети (том 2, л.д. 1-14).
27 августа 2009 года прокурором Новолялинского района Свердловской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУП "Теплосети" (том 1, л.д. 24-32).
На основании материалов проверки заместителем начальника Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области Смагиной Н.А. в присутствии главного инженера МУП "Теплосети" К.К.Лесникова по доверенности и старшего юрисконсульта МУП "Теплосети" А.Ю.Машканцева, принято постановление N 28 от 07 сентября 2009 года о привлечении МУП "Теплосети" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (том 1, л.д. 12-21).
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и отсутствия существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и(или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и(или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и(или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и(или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.8 ПиН - техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
- - управление жилищным фондом, т.е. организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами;
- - техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий;
- - санитарное содержание.
В соответствии с разделом II ПиН, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пункт 2.6 ПиН устанавливает перечень мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации.
В соответствии с п. 2.6.1 ПиН, целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормальные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
В соответствии с п. 2.6.2 ПиН, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков: обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
В соответствии с п. 2.6.6 ПиН, в период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях при наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
В соответствии с п. 2.6.10 ПиН, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.
В соответствии с ПиН организации, обслуживающие жилищного фонда должны обеспечить температурно-влажностный режим чердачных помещений, чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения (п. 3.3.1). Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием (п. 3.3.4). Подвалы должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям (п. 3.4.2). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов, исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий, устранение повреждений фундаментов и стен подвалов, не допуская их дальнейшего развития, предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов (п. 4.1.1). Не допускается подтопление подвалов из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования, захламление и загрязнение подвальных помещений (п. 4.1.15).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующий конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий, чистоту чердачных помещений, выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (п. 4.6.1.1). Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, пробоины и повреждения в кровлях (п. 4.6.1.2).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из этого следует, что возложение обязанности по содержанию собственности возможно не только на собственника, но и на других лиц в специально оговоренных случаях.
Из содержания ст. 7.22 КоАП РФ следует, что субъектами данного правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с п. 12 Устава, целью деятельности МУП "Теплосети" является эксплуатация и ремонт жилого фонда, находящегося на обслуживании Предприятия; основными видами деятельности являются эксплуатация жилого фонда, управление эксплуатацией жилого фонда (п. 13.7), ремонт жилого фонда и ремонт внутренних и наружных инженерных сооружений (п. 13.9).
Постановлением главы Новолялинского городского округа от 31.07.2007 N 309 "О передаче муниципального жилищного фонда" с 01.07.2007 г. муниципальный жилищный фонд Новолялинского городского округа согласно приложению передан на обслуживание МУП "Теплосети" (п. 3), согласно постановлению главы Новолялинского городского округа от 05.09.2007 N 348 "О внесении изменения в постановление главы Новолялинского городского округа от 31.07.2007 N 309", дата передачи жилфонда Новолялинского городского округа на обслуживание МУП "Теплосети" с 01.07.2007 заменена на 01.08.2007.
В приложении к постановлению N 309 есть перечень муниципального жилого фонда Новолялинского городского округа, передаваемого на обслуживание МУП "Теплосети", в котором имеются указанные в актах проверки и постановлении прокурора Новолялинского района жилые многоквартирные дома, в том числе: N 23 по ул. Лермонтова, N 68б, по ул. Р.Люксембург, N 77, по ул. Люксембург, N 33, по ул. Мира.
В договоре N 100 от 24.03.2008 на обслуживание муниципального жилищного фонда и придомовых территорий в Новолялинском городском округе отражено, что заказчик - администрация Новолялинского городского округа поручает, а исполнитель - МУП "Теплосети" принимает на себя обязательства по оказанию услуг по:
- содержанию общего имущества жилых домов, техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилых домов, текущему ремонту общего имущества жилых домов в соответствии с установленным Правительством РФ перечнем связанных с таким ремонтом работ;
- выполнению работ по санитарному содержанию мест общего пользования;
- начислению платежей населению по оплате за жилье и коммунальные услуги (п. 1.1).
Согласно данного договора, многоквартирным жилым домом, входящим в состав муниципального жилищного фонда признается многоквартирный жилой дом, все часть имущества которого находятся в муниципальной собственности, а другая часть имущества приватизирована в соответствии с законом нанимателями жилых помещений и в котором собственники имущества не приняли на в установленным действующим законодательством порядке решения о выборе способа управления имуществом (п. 1.3).
Исполнитель выступает по настоящему договору в роли представителя интересов потребителей, которым оказываются услуги по настоящему договору (п. 1.4).
Пунктом 2.1.3 договора закреплено, что исполнитель обязан посредством заключения договоров с подрядными организациями на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов или собственными силами - обеспечивать оказание услуг, предусмотренных п. 1.1 настоящего договора (п. 2.1.2), обеспечивать оказание услуг по данному договору в соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и условиями настоящего договора (п. 2.1.3).
Постановление главы Новолялинского городского округа от 22.09.2009 N 424 "Об утверждении перечня работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилых домов и придомовых территорий в Новолялинском городском округе" приложением N 1 утверждает перечень работ и услуг по содержанию жилых домов и придомовых территорий, выполняемых за счет платы за содержание и текущий ремонт жилья.
Пунктом 1 данного перечня установлено: устранение незначительных неисправностей в системе водопровода и канализации на общем имуществе многоквартирного дома.
В приложении N 2 содержится перечень работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирных жилых домов, выполняемых за счет платы за содержание и текущий ремонт жилья (разработан в соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170). Согласно данного перечня, предусматривается при ремонте крыши - "устранение неисправностей стальных, асбоцементных и других кровель, ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции" (п. 1), при ремонте внутренней системы водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения, за исключением внутриквартирных устройств и приборов - "установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов за исключением внутриквартирных устройств и приборов" (п. 5).
Таким образом, данные виды работ должны выполняться при техническом обслуживании домов, переданных предприятию органом местного самоуправления для обслуживания.
Постановлением главы Новолялинского городского округа от 14.11.2007 N 480 "О порядке учета и использования средств, поступающих от населения в качестве платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда" утвержден определенный порядок. Согласно данного порядка, плата за наем жилых помещений используется на капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию муниципального жилищного фонда (п. 2), начисление и сбор средств от платы за наем жилых помещений производится организациями, начисляющими платежи населению за жилое помещение и коммунальные услуги, а также управляющими организациями (п. 3), организации обязаны ежемесячно в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, перечислять собранные средства за наем в бюджет Новолялинского городского округа и представлять в Финансовое управление в Новолялинском городском округе отчет о собранных средствах от платы за наем согласно приложению (п. 4).
По договору от 30.04.2008 N 105/3 на оказание услуг по сбору платежей, заключенному между администрацией Новолялинского городского округа и МУП "Теплосети", исполнитель - МУП "Теплосети" - обязуется за вознаграждение осуществлять по поручению администрации начисление и прием платежей от населения за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда и капитальный ремонт жилого фонда (п. 1.1).
Исполнитель - МУП "Теплосети" - обязуется осуществлять начисление платы за наем жилых помещений нанимателям и платы за капитальный ремонт собственникам жилых помещений (п. 2.2.1), осуществлять прием платежей от населения через РКЦ (п. 2.2.2), ежемесячно оформлять акт оказанных работ, акты сверок и другие документы, определенные настоящим договором (п. 2.2.5), денежные средства, поступившие исполнителю от населения за наем жилых помещений и капитальный ремонт, подлежат перечислению администрации в течение 15 дней следующего за отчетным месяца (п. 2.2.6), в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Финансовое управление в Новолялинском городском округе отчет о собранных средствах от платы за наем и капитальный ремонт (п. 2.2.7).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что МУП "Теплосети" является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения выражена в том, что МУП "Теплосети" не обеспечивает надлежащее содержание и техническое обслуживание жилых домов. Вопрос вины заявителя исследовался административным органом, что нашло отражение в постановлении N 28 от 07.09.2009.
Доказательств того, что у МУП "Теплосети" не имелось возможности для соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, на рассмотрение дела административному органу и суду в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент проверки 05.08.2009 договор N 100 от 24.03.2008 расторгнут, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не основанный на материалах дела: постановление главы Новолялинского городского округа N 512 от 10.08.2009 и дополнительное соглашение N 3 к договору подписано сторонами, в соответствии с которыми договор N 100 от 24.03.2008 считается расторгнутым с 10.08.2009 (том 1, л.д. 156).
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении срока рассмотрения дела об административном правонарушении отклоняется в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Как свидетельствуют материалы дела, рассмотрение материалов административного дела и вынесение постановления об административном правонарушении состоялось 07.09.2009 (на основании вынесенного 27.08.2009 прокурором Новолялинского района Свердловской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУП "Теплосети"), то есть в установленный в ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ срок.
Иных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности арбитражным судом не установлено: МУП "Теплосети" знало о проводимой проверке и воспользовалось своим правом представлять свои возражения при производстве по делу об административном правонарушении (том 1, л.д. 34-36, 124-125).
Постановление N 28 от 07.09.2009 вынесено в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Иные доводы, приведенные заявителем, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не принимаются судом.
В силу п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Довод заявителя об отсутствии денежных средств, необходимых для содержания и ремонта, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанное обстоятельство (имущественное и финансовое положение юридического лица) не свидетельствует об отсутствии вины в совершении правонарушения. Данное обстоятельство в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ может учитываться при назначении наказания (определении размера штрафа).
Заинтересованным лицом при назначении наказания учтены все фактические обстоятельства и назначен нижний предел штрафа в соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ в размере 40 000 руб.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 28 от 07.09.2009, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 ноября 2009 года по делу N А60-45218/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Тепловые сети города Новая Ляля" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
С.П.ОСИПОВА

Судьи
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)